Главная \ Статьи \ Организация перевозок автомобилями-самосвалами

Организация перевозок автомобилями-самосвалами

Организация перевозок автомобилями-самосвалами
Организация перевозок оказывает существенное влияние как на среднюю скорость движения автомобилей, так и на рациональное использование их, что в конечном счете сказывается на производительности автомобилей.

Рациональная организация перевозок автомобилями-самосвалами предусматривает проведение ряда мероприятий, при которых условия работы автомобилей-самосвалов обеспечивали бы их наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок.

К таким условиям могут быть отнесены: 

  1. Выбор расстояния перевозки. 
  2. Выбор наивыгоднейшего порядка движения автомобилей к месту погрузки. 
  3. Совместная работа погрузочных механизмов и автомобилей-самосвалов. 
  4. Часовой график движения.

Расстояние перевозок 

При перевозках грузов автомобилями-самосвалами сокращается время простоя при выгрузке груза и Организация перевозок автомобилями-самосваламиисключается потребность в грузчиках. Однако автомобили-самосвалы имеют несколько меньшую грузоподъемность по сравнению с обычными грузовыми автомобилями из-за установки самосвального механизма и увеличенный расход топлива, отнесенный к одной тонне перевезенного груза, так как при разгрузке автомобиля должен работать двигатель.

Преимущества автомобилей-самосвалов по сравнению с обычными грузовыми автомобилями имеют место в определенных условиях эксплуатации.

Установим условия эксплуатации, при которых преимущества автомобилей-самосвалов проявляются в наибольшей степени. Например, рассмотрим влияние сокращения времени погрузки и разгрузки на сменную производительность автомобиля-самосвала МАЗ-205 в зависимости от расстояния перевозок по сравнению с базовым автомобилем ЯАЗ-200. Оба автомобиля грузоподъемностью 5 т. Груз - щебень. Примем, что средняя скорость автомобиля с грузом составляет 26 км/час, а без груза - 35 км/час.

На основании соответствующих вычислений составлена табл. 13, в которой приведено количество перевезенного груза за смену при различных способах погрузки и разгрузки и производительность автомобилей за это же время.

На графике (рис 66) по вертикали с левой стороны показано количество перевезенного груза в тоннах, а с правой стороны - производительность автомобиля в тонно-километрах. По горизонтали отложено расстояние перевозки в километрах.

Организация перевозок автомобилями-самосваламиИз табл. 13 и графика (рис. 66) видно, что наибольшая производительность автомобиля и наибольшее количество перевезенного груза достигается при механизированной погрузке и самосвальной выгрузке. Кроме этого, количество перевезенного груза в тоннах с уменьшением расстояния перевозки увеличивается. Так, например, при расстоянии перевозки 0,5 км автомобиль-самосвал МАЗ-205 перевозит груза на 188% больше, чем автомобиль ЯАЗ-200. С увеличением расстояния перевозки преимущества применения автомобиля-самосвала даже и при механизированной погрузке уменьшаются. При расстоянии перевозки 40 км автомобиль-самосвал МАЗ-205 перевозит груза только на 16,2% больше, чем автомобиль ЯАЗ-200.

Производительность автомобиля-самосвала МАЗ-205 в тонно-километрах также значительно выше производительности автомобиля ЯАЗ-200 на малых расстояниях. Однако разница в производительности этих автомобилей уменьшается с увеличением расстояния перевозки.

Из табл. 13 и графика (рис. 66) также видно, что производительность автомобилей-самосвалов значительно Организация перевозок автомобилями-самосваламиснижается при применении ручной погрузки (кривые 2, 5). Например, при расстоянии перевозки 3 км и ручной погрузке производительность автомобиля-самосвала МАЗ-205 понижается по сравнению с механической погрузкой на 45,2%.

Таким образом, для наиболее полного использования преимуществ автомобилей-самосвалов необходимо при их эксплуатации организовать работу автомобилей-самосвалов на небольших расстояниях перевозок (0,5 - 5 км) при механизированной погрузке.

Порядок движения автомобилей к месту погрузки и разгрузки 

На производительность автомобилей в значительной степени влияет способ их движения от места погрузки к месту выгрузки.

Обобщая опыт работы автомобильных хозяйств, можно сделать вывод, что наилучшим порядком движения автомобилей-самосвалов является кольцевой.

Наглядным примером эффективности такого способа движения служит организация работы автомобилей-самосвалов по засыпке русла Дона в районе Цимлянского гидроузла.

Организация перевозок автомобилями-самосваламиПо плану предполагалось перекрыть русло реки в течение 42 часов с использованием 105 автомобилей МАЗ-205. Нужно было перевезти 8 тыс. м3 камня. К тому времени над местом разгрузки был построен мост-эстакада с колеями для колес автомобилей и отверстиями посредине для осыпания камня. Наличие моста-эстакады позволило организовать движение автомобилей по кольцу непрерывным потоком без остановки для выгрузки.

Благодаря кольцевому движению, строгому соблюдению графика движения и тренировке водителей засыпка русла была осуществлена за 8 час. 20 мин., т. е. в 5 раз быстрее, чем предусматривалось планом.

Несомненно, что выполнение такого объема работ в сжатые сроки было бы немыслимым при тупиковой разгрузке автомобилей-самосвалов.

При движении по кольцу (рис. 67) автомобиль подъезжает к месту разгрузки и выгрузки без маневрирования, в результате чего сокращается время на одну ездку и увеличивается число ездок за смену. Сокращается также непроизводительный расход топлива на заезды, развороты и движение задним ходом. Намного облегчается труд водителя, так как движение на дороге осуществляется в одну сторону.

Организация перевозок автомобилями-самосваламиОдностороннее движение, в свою очередь, позволяет увеличить срок службы дороги вследствие уменьшения числа проходящих по ней машин. Движение по кольцевому маршруту дает также возможность выбрать наивыгоднейшее направление перевозок и организовать движение груженых автомобилей по горизонтальной или идущей под уклон дороге.

Простая схема кольцевого движения, приведенная на рис. 67, усложняется при наличии нескольких пунктов погрузки и выгрузки (рис. 68).

В этих условиях строится основная кольцевая дорога, к которой примыкают вспомогательные кольцевые заезды. Кольцевая дорога должна охватывать все пункты, обслуживаемые автомобилями на данном участке. При этом учитывается возможность изменения места примыкания вспомогательных кольцевых заездов (расширение карьеров и пр.).

Кольцевые заезды создаются по тому же принципу, что и основная кольцевая дорога, т. е. предусматривается снижение до минимума непроизводительных простоев и расстояния перевозки.

При организации перевозок автомобилями-самосвалами кольцевое движение должно быть предусмотрено во всех пунктах их работы.

Разработка карьеров должна вестись, например, так, чтобы обеспечить кольцевое движение автомобилей в забое с разворотом внутри забоя (рис. 69) или со сквозным проездом, как это показано на рис. 70.

В том и другом случае экскаватор не простаивает в ожидании установки автомобиля под погрузку, и автомобили не расходуют топливо и время на маневрирование.

Место остановки автомобилей для погрузки указывается помощником машиниста экскаватора и выбирается так, чтобы обеспечить наименьший угол поворота стрелы экскаватора при загрузке автомобиля.

Совместная работа погрузочных механизмов и автомобилей-самосвалов 

При массовой механизации трудоемких работ на современном строительстве приобретает существенноеОрганизация перевозок автомобилями-самосвалами значение вопрос повышения производительности всех машин и механизмов, которыми насыщены наши стройки.

Правильная организация работы машин, обеспечивающая максимальное использование их мощности, является важным средством борьбы за досрочное выполнение плановых заданий.

Трудоемкие работы обычно выполняются различными по конструкции и по назначению механизмами, т. е. комплексом машин. Например, для выемки земли из котлованов с последующей ее транспортировкой к месту разгрузки используются экскаватор и автомобили-самосвалы. В этом простом случае совместной работы экскаватора и автомобилей-самосвалов производительность экскаватора связана с производительностью автомобиля и, наоборот, производительность автомобиля находится в прямой зависимости от работы экскаватора.

Взаимозависимость комплексно работающих машин может быть и более сложной, например, на карьерных работах по добыче камня и при его дроблении на камнедробильном заводе число комплексно работающих машин увеличивается (экскаваторы, автомобили-самосвалы и камнедробильные установки).

Примером комплексно работающих машин может также служить такое сочетание машин и агрегатов: камнедробильный завод - автомобили-самосвалы - бетонный завод, экскаватор - автомобили-самосвалы - бетонный завод и др.

Так как при комплексной работе машин и механизмов общая производительность работы связана с работой каждого механизма, то производительность одной какой-либо машины нельзя повысить, не повышая одновременно производительности остальных.

В связи с этим организация работы автомобилей-самосвалов вместе с другими машинами или агрегатами должна обеспечивать высокие показатели работы всего комплекса машин.

Опыт лучших экскаваторщиков и водителей автомобилей-самосвалов показывает, что такой формой является создание постоянной комплексной бригады.

Организация на Волгодонстрое комплексных бригад по перевозке грунта из состава бригад, обслуживающих экскаваторы и водителей автомобилей-самосвалов, позволила значительно повысить производительность всех машин. Средняя производительность экскаватора СЭ-3 за смену возросла на 20%, а автомобилей-самосвалов МАЗ-205 на 32%.

Одним из преимуществ комплексной бригады является то, что ее члены имеют все возможности для развертывания личной инициативы по увеличению производительности труда. Социалистическое соревнование между комплексными бригадами и между звеньями внутри бригад еще более повышает значение такой организации труда.

Для механизированной погрузки автомобилей-самосвалов применяются ковшевые и ленточные экскаваторы, бункеры, тракторные погрузчики (Т-107, Т-61) и другие механизмы.

На земляных и карьерных работах наиболее часто используются ковшевые экскаваторы, являющиеся основными машинами при выполнении таких работ. При организации работы автомобилей-самосвалов с экскаватором, как уже упоминалось, необходимо обеспечить высокую производительность как экскаватора, так и автомобилей. Это требование может быть выполнено только при соблюдении определенных условий. Так, например, необходимо, чтобы емкость ковша экскаватора была меньше емкости платформы автомобиля в целое число раз (не меньше 2 и не больше 6).

Организация перевозок автомобилями-самосваламиПрименение экскаватора с емкостью ковша, равной емкости платформы автомобиля-самосвала, не рекомендуется, так как в этом случае время, необходимое для погрузки автомобиля, мало (25 - 40 сек), и чтобы не создавать простоя экскаватора, требуется обслуживать его большим количеством автомобилей-самосвалов. В результате этого возрастает напряжение движения автомобилей, что в целом усложняет организацию работ и требует большого фронта разгрузки.

Применение экскаватора с ковшом емкостью в 6 раз меньшей емкости платформы значительно снижает производительность автомобилей вследствие больших простоев под погрузкой.

При погрузке материалов экскаваторами с емкостью ковша больше 1,5 м3 рекомендуется использовать автомобили большой грузоподъемности. Высокая прочность конструкции этих автомобилей позволяет производить быструю разгрузку ковша, не опасаясь повреждения автомобиля в результате падения больших масс груза.

В табл. 14 приведены данные экскаваторов и автомобилей-самосвалов, совместное использование которых наиболее целесообразно.

Рассмотрим пример определения количества автомобилей-самоовалов для комплексной бригады.

Допустим, что необходимо организовать комплексную бригаду по перевозке песка из карьера на бетонный завод при следующих условиях. На погрузке песка в карьере работает экскаватор Э-1003 с ковшом емкостью 2 м3. Один рабочий цикл (наполнение и разгрузка ковша) длится в среднем 25 сек. Расстояние перевозки 2,5 км. Объемный вес песка 1,7 т/м3. Разгрузка автомобилей на бетонном заводе происходит без задержек. По табл. 14 определяем, что для работ с экскаватором Э-1003 целесообразно использовать автомобиль-самосвал ЯАЗ-210Е.

Требуемое количество автомобилей-самосвалов определится, если разделить время одной ездки на время, затраченное на погрузку одного автомобиля.

Количество времени, необходимое на каждую транспортную операцию, можно принять на основании существующих норм, но лучше эти данные определить при работе в конкретных условиях путем хронометрирования, которое дает более точные результаты и позволяет подробно изучить условия и характер работы машин.

Для хронометрирования выбираются несколько (не менее трех) автомобилей. Данные замеров заносятся в табл. 15.

Замер времени, затраченного на каждую транспортную операцию, производится не менее трех раз.

Обработка данных таблицы состоит в определении средней продолжительности каждой операции как среднего арифметического данных хронометрирования для всех транспортных операций.

Таким образом, проведя вычисления, для работы в комплексной бригаде требуется 12 автомобилей-самосвалов ЯАЗ-210Е.

Расчетное число потребных автомобилей окончательно уточняется в процессе работы.

При работе погрузочных машин и автомобилей в несколько смен комплексная бригада должна сменяться одновременно на всех механизмах.

Успешная работа комплексной бригады во многом зависит от слаженности работы ее личного состава, поэтому нужно заботиться о постоянстве состава смен.

В комплексную бригаду может входить бригада по ремонту дорог и подъездных путей.

Организация перевозок автомобилями-самосваламиДля обеспечения бесперебойной работы комплексной бригады и ее отдельных звеньев между звеньями устанавливается непрерывная связь, чаше всего телефонная. Каждое звено, в свою очередь, включено в общую сеть связи строительного участка или района.

Наличие связи позволяет принять меры к скорейшему устранению неполадок, возникших в работе бригад, например, заменить вышедшие из строя автомобили-самосвалы, выслать ремонтную бригаду к погрузочным машинам.

Компания «Аванстрой» предлагает вашему вниманию такую услугу, как аренда самосвалов.

Эл. почта: info@avnstroy.ru

Телефон: +7 (495) 721-50-53

Веб сайт: www.avnstroy.ru

Теги Организация перевозок автомобилями-самосвалами
Уважаемые заказчики, обратите внимание!
Акции
Мы имеем все необходимые сертификаты, разрешения и свидетельства для выполнения земляных работ в Москве и Московской области