Главная \ Статьи \ Проекты вертикальной планировки

Проекты вертикальной планировки

Проекты вертикальной планировки

Проекты вертикальной планировки составляются на основе проектов горизонтальной планировки; соответственно и стадии их определяются стадиями, принятыми для последних.

Следует указать, что вопрос установления проектных стадий для проектов горизонтальной планировки, в особенности установления масштабов планов, на основе которых производится проектирование, к настоящему моменту нельзя считать окончательно решенным; соответственно нельзя считать установленными и стадии, принятые для составления проектов вертикальной планировки. Например, генеральный проект Тулы составлен на основе плана в масштабе 1 : 10 000, а генеральный проект Ташкента - на основе плана в масштабе 1 : 5000; детальные проекты планировки для района капитальной застройки первой очереди в городах Коломне и Люберцах составлены на основе плана в масштабе 1 : 2000, и по ним осуществляется конкретное строительство, тогда как по городу Электросталь для района капитальной застройки первой очереди и технический, и рабочий проекты застройки составлены в масштабе 1:500; районы ряда других городов застраиваются по проектам в масштабе 1 : 1000 и т. п.

В настоящей работе приняты следующие установившиеся в практике проектно-планировочные стадии:
1) генеральный проект планировки, составляемый на основе плана в масштабе 1 : 5000 на всю территорию населенного места с учетом перспектив его развития;
2) детальный проект планировки, окончательно определяющий сетку улиц населенного места, красные линии кварталов и основы архитектурно-планировочного решения застройки. Как правило, детальные проекты планировки составляются на основе плана в масштабе 1 : 2000 на свободную или частично застроенную территорию, намечаемую к застройке или коренной реконструкции в ближайшие годы. Для застроенных районов крупных населенных мест, где в порядке реконструкции намечаются выборочное строительство или местные мероприятия по благоустройству, вместо детальных проектов планировки могут составляться на основе плана в масштабе 1 : 2000 проекты красных линий, задачей которых является установить лишь сетку улиц и границы кварталов;
3) проект застройки, составляемый на основе плана в масштабе 1 :500 и окончательно определяющий архитектурно-планировочное решение улиц и кварталов или частей их, где намечается конкретное строительство. Как частный случай, для районов облегченной застройки, при условии применения конкретных габаритов зданий, детальный проект планировки может совмещаться с проектом застройки и составляться на основе плана в масштабе 1 : 1000.

Применительно к приведенным стадиям проектов горизонтальной планировки могут быть рекомендованы и стадии проектирования вертикальной планировки, а именно:
1) схема вертикальной планировки, составляемая на основе генерального проекта планировки и одновременно с ним в масштабе 1 : 5000 для населенного места в целом - города или поселка; для небольших населенных мест, с количеством жителей до 20 тыс., обычно схема вертикальной планировки (как и генеральный проект горизонтальной планировки) составляется на основе плана в масштабе 1 :2000;
2) проектные задания по вертикальной планировке улиц и внутриквартальных территорий, составляемые на основе детального проекта планировки и одновременно с ним в масштабе 1 : 2000 для кварталов и улиц; в случае, если горизонтальной планировкой разрабатывается только проект красных линий, то на базе его и одновременно с ним составляются проектные задания по вертикальной планировке в масштабе 1 : 2000 также для одних улиц в пределах красных линий;
3) технический проект вертикальной планировки улиц и внутриквартальных территорий, составляемый на основе проекта застройки и одновременно с ним в масштабе 1 : 500. Как частный случай, для районов облегченного строительства, при совмещении в одну двух проектно-планировочных стадий, детального проекта планировки и проекта застройки, составляется упрощенный (с меньшей детализацией) технический проект вертикальной планировки в масштабе 1 : 1000.

Схема вертикальной планировки

Задачей схемы вертикальной планировки является обеспечить рациональную увязку генерального проекта планировки с рельефом, а также с существующими и проектируемыми искусственными сооружениями (железнодорожными линиями, мостами и т. п.), и наметить принципы и пути высотной организации населенного места. В порядке выполнения этих задач схема вертикальной планировки устанавливает:
а) общие технические условия осуществления основных магистралей города: их примерные уклоны, условия пересечения ими железнодорожных путей, рек, оврагов и пр. (устройство мостов и путепроводов);
б) общие условия водоотвода с территории города, как-то: возможность организации поверхностного стока или необходимость и условия устройства ливневой канализации;
в) условия освоения участков, требующих проведения значительных земляных работ;
г) условия благоустройства берегов рек и оврагов;
д) условия осуществления мероприятий по понижению уровня грунтовых вод в местах близкого залегания их к поверхности.

В состав схемы вертикальной планировки входят следующие графические и текстовые материалы:
1) план в масштабе 1 : 5000 с показанием продольных уклонов и расстояний по осям, основных проектных отметок на пересечениях осей и в точках изменения уклонов и с показанием мест значительных земляных работ и их объема;
2) продольные профили по основным улицам в масштабе 1 : 5000;
3) пояснительная записка.

Проектирование схемы вертикальной планировки в процессе работы обычно подразделяется на два этапа:

1) предварительная проработка высотного решения отдельных участков для обоснования возможности и целесообразности намечаемого планировочного решения с точки зрения увязки его с рельефом;
2) окончательное высотное решение - собственно схема вертикальной планировки.

Прежде чем приступить к каким-либо проектным работам, необходимо провести подбор материалов и обследование населенного места в натуре. Обследование, в стадии схемы, производится в объеме, необходимом для получения общего, но ясного представления о характере населенного места, рельефе, застройке, благоустройстве и пр. Особенно тщательно должны быть обследованы такие участки, как овраги, берега рек и т. п. Для наиболее рациональной организации работ рекомендуется составлять план проведения обследования заранее, на основе изучения плановых материалов. Однако стандартный рецепт здесь дан быть не может, так как условия проведения обследования в каждом населенном пункте различны. Весьма рекомендуется для более полного изучения условий и характера населенного места, а также в целях экономии времени и сил одновременно с обследованием производить и подбор материалов. Ясно, что обследование и подбор материалов производятся не только в самом начале работ, но по мере необходимости и в процессе проектирования.

Для осуществления проектирования необходимы следующие материалы, данные и сведения:

а) геодезический план,
б) характеристика инженерно-геологических условий,
в) характеристика естественных и искусственных водотоков и водоемов,
г) характеристика застройки, элементов благоустройства и отдельных технических сооружений.

Геодезический план на практике - обычно основа в масштабе 1 : 5000, с сечением горизонталей через 1 м, на которой составлен генеральный проект планировки.

Изучение инженерно-геологических условий следует вести в плане учета их при общей высотной организации населенного места, имея, например, в виду, что в районах с близким к поверхности залеганием грунтовых вод не следует делать значительных выемок, а наоборот, целесообразнее проектировать подсыпки. В условиях близкого залегания к поверхности скальных грунтов, по возможности, также не следует делать глубоких выемок и т. п. В этом свете должны быть изучены геолого-литологические карты со срезом на глубине. 2 и 3 м, карта глубин залегания грунтовых вод или карта гидроизогипс, геологические профили в характерных местах, данные об участках, где имеют место оползни, и очерк, поясняющий графический материал.

При обследовании и изучении материалов, характеризующих естественные и искусственные водотоки и водоем ы, следует установить их режим, главным образом отметки горизонтов воды как меженных, так и максимальных, границы затопляемых территорий и т. п.
Размещение отдельных домов и сооружений, как правило, в схеме не учитывается, выявляется лишь опорная застройка, представляющая собой капитальные здания и сооружения, которые сохраняются и включаются в проект планировки, в частности, при оформлении основных магистралей.

При выявлении элементов благоустройства должны быть установлены улицы, имеющие усовершенствованные покрытия, трассы основных коллекторов подземных сооружений, ценные зеленые насаждения и т. п.

Высотная характеристика опорных элементов застройки, благоустройства и инженерных сооружений обычно определяется профилями улиц, трамвайных и железнодорожных путей, отметками полов и входов в здания, отметками мостов, путепроводов и т. п.

При составлении генерального проекта планировки одновременно с составлением схемы вертикальной планировки прорабатывается целый ряд поясняющих проект схем, а именно: схема инженерной подготовки территории, железнодорожного транспорта, городского транспорта, канализации и др. Решение каждой из этих схем находится в прямой зависимости от решения схемы высотной организации населенного места; вместе с тем решение схемы вертикальной планировки в значительной степени определяется решением перечисленных вопросов. Отсюда ясно, что в целях взаимной увязки при составлении схемы вертикальной планировки все эти вопросы должны быть изучены. В условиях существующих населенных мест также должны быть изучены составленные ранее проекты вертикальной планировки улиц, дорог, мостов, путепроводов, набережных, регулирования водных протоков и т. п.

Как указано выше, назначение схемы вертикальной планировки на первом этапе заключается в том, чтобы в процессе проработки генерального проекта планировки помочь найти решение, наиболее рационально учитывающее условия рельефа. Очевидно, чем проще естественные природные условия, чем меньше по размерам само населенное место, тем меньший удельный вес имеет первый этап; наоборот, чем сложнее условия, чем крупнее населенное место и чем больше оно насыщено инженерными сооружениями, тем актуальнее становится вопрос своевременного и всестороннего учета условий рельефа' и высотной организации территории.

Стандартного метода проектирования на первом этапе дано быть не может, однако во всех случаях можно рекомендовать следующее:

1) установление, на основе обследования на месте и подбора материалов, специфики объекта, технических и экономических условий осуществления строительства;
2) графический анализ рельефа на основе плана:
а) условия отвода ливневых и талых вод по поверхности (тальвеги, водоразделы, водоприемники),
б) районирование территории по рельефу с выделением участков, имеющих уклоны более 6% и менее 0,3%,
в) выявление участков, наиболее удобных для устройства путепроводов и мостов;
3) проверка соответствия архитектурно-планировочного решения с рельефом и внесение надлежащих коррективов в плане, а именно:
а) анализ проектно-планировочных построений непосредственно на основе самого плана,
б) построение профилей и разрезов по магистральным улицам, имеющим особо сложный рельеф, и в местах проектируемых путепроводов и мостов,
в) примерный подсчет объемов земли в местах, где можно ожидать значительных земляных работ (подсыпка пойменных территорий, устройство тоннелей, засыпка оврагов, земля из котлованов капитальной застройки и т. п.), с выявлением резервов для получения недостающей земли и размещения излишков ее.

Анализируя проектно-планировочное решение, необходимо иметь в виду также следующее:

1. В условиях гористого рельефа с уклонами более 6% не следует давать жестких архитектурно-планировочных решений с прямоугольной сеткой улиц, так как в этом случае уклоны улиц будут превышать допустимые в транспортном отношении, а организация внутриквартальных территорий потребует сложного террасирования и т. д.
На рис. 1 приведены три варианта (А, Б и В) решения схемы на крутом рельефе. Вариант А предусматривает кратчайшую связь существующей части (заштрихованные кварталы) с проектируемым центром; в этом случае уклоны по основным улицам превосходят допустимые, доходя до 17%, так как все они запроектированы перпендикулярно горизонталям. При варианте Б улицы, соединяющие существующие кварталы с центром, запроектированы с учетом рельефа, т. е. под углом около 45° к горизонталям, что несколько удлиняет протяжение их (на 100 - 150 м) по сравнению с вариантом А; в то же время уклоны по ним не превосходят 9 - 10% что для небольших поселков является уже допустимым. Вариант В решает тот же участок с таким направлением связывающих магистралей, при котором расстояние от существующих кварталов до центра увеличивается почти вдвое, но зато уклоны по ним не превышают 6%, т. е. безусловно допустимы для всех населенных мест.
2. Не следует проектировать длинных улиц параллельно одной горизонтали, в особенности в условиях слабо выраженного рельефа, так как это ухудшит условия поверхностного водоотвода.
В условиях пересеченного рельефа наиболее желательно трассировать улицы по тальвегам. На рис. 2 приведены два варианта расположения магистралей и кварталов на пересеченном рельефе. На фиг. 1 магистраль А - Б проходит по тальвегу, и с прилегающих к ней кварталов обеспечен сток вод на нее. На фиг. 2 магистраль А - Б проходит рядом с тальвегом, пересекая вершину его; соответственно в кварталах 1, 2 и 3 заштрихованная часть площади выпадает из застраиваемой и должна быть отведена под зеленые насаждения отчасти из-за крутизны уклонов, отчасти же из-за необходимости пропуска по ней водоотводящего лотка или канавы. Магистраль В - Г (на пересечении с тальвегом (фиг. 2) требует либо создания перепускного лотка значительного сечения с мостом через него, либо дамбы с пропуском воды трубой. В этом случае кварталы 1 и 2 окажутся заниженными по отношению к магистрали В - Г.
3. Улицы значительной ширины, особенно большого транспортного значения, следует намечать таким образом, чтобы поперечный их профиль в естественных условиях был более или менее горизонтален, так как в условиях пропуска улицы по косогору при выравнивании ее возникает большое количество земляных работ; кроме того, поперечный профиль требует асимметричного решения, усложняется увязка с прилегающими кварталами и затрудняется организация перекрестков.

На рис. 3 приведены два варианта: 1) на фиг. 1 магистраль А - Б проходит по рельефу таким образом, что существующий поперечный ее профиль почти горизонтален; следовательно, при оформлении поперечника в натуре земляные работы будут незначительны; улица В - Г, даже при небольшой ширине, имеет разность высот в поперечнике около 1,0 м, в соответствии с чем потребуются врезка на 0,5 м одной стороны улицы и такая же насыпь другой, или асимметричное решение поперечника; 2) на фиг. 2 Магистраль А - Б проходит по косогору с разницей в отметках естественного поперечника порядка 2,0 м. В случае придания ей транспортного значения и пропуска по ней трамвая почти неизбежны земляные работы +1,0 м по всей ее ширине. В случае организации магистрали как бульвара возможно асимметричное решение поперечника, однако и в этом случае земляные работы неизбежны, хотя не в таком размере, как в первом случае.

Рис. 1. Три варианта решения схемы на крутом рельефе


Проекты вертикальной планировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Расположение магистралей и кварталов на пересеченном рельефе


Проекты вертикальной планировки

 

 

 

 

 

Рис. 3. Магистраль, проходящая вдоль (фиг. 1) и поперек (фиг. 2) горизонталей
Проекты вертикальной планировки5. Мосты через реки следует намечать на прямых участках водотока, так как пересечение по прямой уменьшает длину сооружения, обеспечивает видимость на подходах и является наиболее экономичным Устройство моста на кривой в условиях несудоходных рек вызывает удорожание строительства, а на судоходных реках может оказаться вообще недопустимым. Мосты или дамбы при пересечении улицами оврагов также наиболее целесообразно намечать под прямым углом к оси оврага. При размещении мостов необходимо учитывать возможность осуществления развязки мостовых переходов с пересекающимися проездами в одном или в двух уровнях.


Рис. 4. Путепровод с пропуском улицы над железной дорогой

Проекты вертикальной планировки
Рис. 5. Путепровод с пропуском улицы под железной дорогой

Проекты вертикальной планировки6. Устройство путепроводов через железнодорожные пути наиболее целесообразно в местах, где эти пути проходят по насыпи или в выемке, причем чем больше насыпь или выемка по отношению к прилегающей территории, тем проще и удобнее может быть разрешен вопрос устройства путепровода, и наоборот, чем ближе отметка железнодорожной линии к поверхности близлежащих улиц и кварталов, тем длиннее будут подходы к сооружению и тем сложнее будет решение путепровода (рис. 4 и 5).

После того как установлено наиболее целесообразное решение генерального проекта планировки и в частности сеть главных магистралей и улиц, начинается второй этап проектирования - окончательная увязка планировочного решения с рельефом и уточнение собственно высотной организации населенного места. Порядок выполнения этой части работы может быть рекомендован следующий.
1. На геодезический план наносится генеральный проект планировки. Улицы, по которым предполагается проектирование продольных профилей, нумеруются и по их осям вычисляются (путем интерполяции между горизонталями) отметки существующего рельефа в местах их пересечения и на поворотах (рис. 6).

Рис. 6. Нумерация улиц и вычисление отметок по осям

Проекты вертикальной планировки2. Составляются продольные профили по осям намеченных основных улиц, по плану в горизонталях (рис. 7, фиг. А и Б). В условиях существующих населенных мест, где в соответствии с правилами съемки и составления геодезических планов рельеф в пределах улицы не показан, для составления продольных профилей их могут быть использованы следующие методы: если общий характер улицы не отличается от рельефа окружающей территории или отличается от него незначительно, продольные профили составляются на основе плана в горизонталях, причем на территории улиц последние проводятся условно, применительно к рельефу смежных территорий.

Рис. 7, Составление продольного профиля по данным плана

Проекты вертикальной планировкиЕсли существующая улица проходит в условиях, резко отличающихся от рельефа прилегающих к ней кварталов (в выемке или по насыпи), возникает необходимость использовать нивелирные профили. В большинстве случаев такие профили имеются в городах почти по всем значительным улицам, обычно в масштабах от 1 : 2000 до 1 : 500. Имеющиеся нивелирные профили, применительно к масштабу проектного решения, должны быть пересоставлены в масштабе 1 : 5000. Чтобы не оснащать их излишними отметками, не следует переносить все отметки с крупного масштаба, а нужно выбирать только основные точки, характеризующие рельеф продольных профилей улиц.

 

 

 

 

Рис. 8. Составление продольного профиля по горизонталям и по нивелирным данным

Проекты вертикальной планировкиВ этом случае, кроме продольных профилей, желательно иметь и поперечники, взятые через 200 - 300 м. Поперечники при проектировании позволят судить о высотном соотношении улицы к прилегающей территории и соответственно - о наиболее выгодном высотном решении продольного профиля. Следует отметить, что нивелирные продольные профили улиц также бывают необходимы при составлении схемы вертикальной планировки в условиях городов с очень слабо выраженным рельефом. В этом случае нивелирный продольный профиль существующей улицы дает возможность судить о микрорельефе ее и соответственно облегчает задачу выбора направления водоотвода.

На рис. 8, фиг. а видно, что продольный профиль, построенный по горизонталям плана, имеет всего лишь одну отметку 121,0 на всем протяжении, т. е. является горизонтальным, тогда как на нивелирном профиле (фиг. б) колебание отметок равно 121,36 - 120,78 = 0,58 м, т. е. имеется явный уклон 0,0034 от оси А к оси Б; следовательно, при проектировании водоотвод может быть направлен в соответствии с этим уклоном.


Рис. 9. Направление уклонов и водоотвода по улицам

Проекты вертикальной планировкиВыбор одного из приведенных методов и выявление либо необходимости использовать нивелирные профили, либо возможности обходиться без них может быть произведено на основе подробного обследования сомнительных участков в натуре и тщательного изучения геодезического плана. Если при рекогносцировочном обследовании выявятся существующие улицы с особо сложным рельефом, профиль которых по горизонталям составлен быть не может, а готового нивелирного профиля не имеется, следует озаботиться нивелировкой.

3. На основе плана в горизонталях, а в случае необходимости - на основе нивелирных профилей, намечаются примерные направления уклонов и направление водоотвода по улицам (рис. 9).
Окончательное проектное решение (уклоны, расстояния, отметки) с профилей переносится на план, проектные отметки выписываются в местах перелома профиля и пересечения осей. На участках путепроводов и мостов, вследствие невозможности по графическим условиям вынести на план высотное решение полностью, проектные данные показывают лишь в местах подходов.


Рис. 10. Нанесение проектного решения на план

Проекты вертикальной планировки6. В условиях сложного рельефа (плоского или имеющего крутые уклоны) в дополнение к профилям по главным магистралям дается решение в плане по второстепенным улицам, котоpoe более полно освещает условия водоотвода и высотное решение по городу в целом. На плане выписываются те же элементы: уклоны, расстояния, красные и черные отметки в местах изменения уклонов. При графическом оформлении чертежа следует показывать различными условными знаками решения, проведенные по профилям и по плану (рис. 10).
7. Выявляются контуры участков, требующих значительной подсыпки или срезки. Подсчитываются объемы сплошных земляных работ на участках устройства путепроводов, мостов и подходов к ним на дамбах, на участках улиц, где в среднем высота выемки или насыпи превышает 0,5 м, и т. д. Кроме того, подсчитывается количество земли, которое будет получено из котлованов капитальных зданий с подвалами. По отдельным элементам подсчет земляных работ производится следующим образом: на участках улиц, где рабочие отметки превышают 0,5 м, подсчет производится по продольным профилям; на участках сплошной подсыпки или срезки при рабочих отметках более 0,5 м подсчет производится по способу квадратов. Объем земли из котлованов зданий подсчитывается путем перемножения площади, занятой капитальной застройкой, на среднюю глубину котлована. Площадь капитальной застройки принимается по данным генерального проекта планировки (процент застройки). На основе подсчета объемов по отдельным элементам составляется ведомость земляных работ.

Эл. почта: info@avnstroy.ru

Телефон: +7 (495) 721-50-53

Веб сайт: www.avnstroy.ru

Теги Проекты вертикальной планировки
Уважаемые заказчики, обратите внимание!
Акции
Мы имеем все необходимые сертификаты, разрешения и свидетельства для выполнения земляных работ в Москве и Московской области